Лекция 1: Журналистика и мультикультурное общество

Должны ли СМИ играть активную роль в интеграции этнических меньшинств? Этот вопрос берёт своё начало из дискуссий о мультикультурализме, иммиграции и интеграции.

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО

В последние десятилетия мы наблюдаем растущее осознание и большее внимание к функциям журналистики в мультикультурном обществе. Актуальные вопросы, которые можно задать в связи с этим: в какой степени и как журналистика способствует предрассудкам и нетерпимости в обществе; в какой степени и как журналистика способствует интеграции в многокультурном обществе. Исследователь СМИ Марк Дьюз (Mark Deuze, 2005) утверждает: «Наряду с цифровой революцией мультикультурализм может рассматриваться в качестве главной проблемы, с которой сегодня сталкивается журналистика».

 

РАЗНООБРАЗИЕ – НЕ ТОЛЬКО КУЛЬТУРА И ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Совсем недавно произошел переход от сосредоточения внимания на исключительно этнической принадлежности и культуре на более широкую концепцию разнообразия. Сюда также включается полезный подход интерсекциональности (теория пересечения), при котором признается взаимосвязанность различных меньшинств / маргинальных позиций. Как нам нужно относиться к различным видам разности? Рассматривая цель журналистики в мультикультурном обществе, важно сосредоточить внимание не только на этнической принадлежности как принципе категоризации, но также посмотреть и на то, как это взаимодействует с другими возможными факторами дискриминации. Понимание и анализ взаимодействия между различными позициями меньшинства называется интерсекциональностью. Основное внимание на этом занятии будет, однако, сосредоточено на воспринимаемых различиях, связанных с культурными вариациями.

 

ЖУРНАЛИСТИКА, РАЗНООБРАЗИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Международные права человека являются основой всех демократических обществ. Часто говорят, что права человека и свободная пресса не могут существовать друг без друга. Свобода слова означает свободу как выражать себя, так и получать информацию. Тем не менее, эта свобода имеет свои границы, и журналисты по всему миру должны разными способами балансировать свою подачу реальности. В «классических» демократиях одной из главных целей журналистики является защита слабых от могущественных, а также отстаивание позиций тех, у кого нет голоса. Какова должна быть роль журналистов в демократии? (Обсудите со студентами)
Чтобы найти ответ, нам нужно подумать о том, что входит в понятие журналист. Журналисты занимаются «бизнесом толкования» и являются агентами категоризации - они объясняют общество самому обществу. Дилемма заключается в том, что журналистика является одновременно и товаром на рынке, и гарантом демократии и свободы слова. Однако, то, что продаётся, может по-разному влиять на содержание журналистских продуктов.
Важно помнить, что в соответствии с новостными критериями, журналистика всегда будет представлять собой упрощенную версию реальности, такой как конфликты, сенсация и идентификация. Это особенно трудно, когда идёт освещение «мультикультурных тем», что означает презентацию сферы соперничества во всех обществах.

 

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ

В основе международных прав человека лежит принцип запрета дискриминации. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит:

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации является юридическим документом,  обязательным к исполнению для государств, ее ратифицировавших. Государства обязаны регулярно (каждый пятый год) отчитываться Комитету по ликвидации расовой дискриминации (CERD), договорному органу ООН, о том, что конкретно они сделали для исполнения Конвенции. Комитет анализирует поступающие отчеты и выносит в ответ рекомендации и комментарии. Отчеты доступны к прочтению на вебсайте Верховного Коммиссара ООН по правам человека.

На сегодняшний день Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации ратифицирована 178 государствами, настроенными предпринимать реальные меры по борьбе с дискриминацией в своих странах. Отчеты государств и вынесенные по ним рекомендации должны, по нашему мнению, представлять особый интерес для журналистов.

Журналистам необходим знать о правах человека. Это  отмечается также во Всемирной Программе ООН по образованию в области прав человека. В 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН инициировала Всемирную Программу образования в области прав человека (WPHRE) с целью содействия в реализации образовательных программ в области прав человека в различных сферах общества. В 2015 г. журналисты и специалисты в области средств массовой информации были включены третью фазу Всемирной программы (2015-2019 годы). Так, статья 39 гласит:

«(...)сотрудники средств массовой информации и журналисты играют важнейшую роль в поощрении и защите прав человека. Эффективное образование в области прав человека содействует расширению их знаний о правах человека, укреплению их приверженности этим правам и соответствующей мотивации. Принципы прав человека являются важнейшей основой их профессиональной деятельности и деятельности средств массовой информации, которая может осуществляться только в благоприятных условиях, обеспечивающих доступ к информации, свободу выражения мнений и безопасность.»

Идеал объективности подачи информации по-прежнему является большой частью журналистской профессиональной идентичности. В последнее время все больше разворачивается споров вокруг идеала объективности. Звучат аргументы о том, что  журналистика не может быть свободна от тех или иных ценностей, и является результатом выбора на разных уровнях производственного процесса, начиная от выбора темы, углов зрения и источников, и заканчивая представлением конечного продукта.  Журналисты, таким образом,  могут играть важную роль в изменении обществ. Это особенно важно, когда речь идет о продвижении и информировании о правах человека в целом и конкретно о борьбе с дискриминацией во всех странах. Многие журналисты определяют свою роль, включая в неё и активистскую составляющую. Тому есть множество примеров в большинстве стран мира.

 

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Что же характеризует конструкцию мультикультурализм и его основополагающие ценности? Мультикультурализм можно понимать как концепцию нормативную (и политическую), так и описательную. В нормативном плане концепция включает в себя признание и оценку культурного разнообразия. Этот подход имеет культурную релятивистскую основу. Проще говоря, ни одна культура не должна рассматриваться как более ценная или лучшая, чем другая. Культурные ценности и выражения должны пониматься на основе их собственных предпосылок в рамках их конкретных контекстов. Однако, следует упомянуть, что мультикультурализм также используется для описания политики, которая велась для обеспечения сохранения и существования новых культур, появляющихся в результате иммиграционных процессов (как это случилось в Канаде в 1971 году). В этом случае, культурные различия в основном рассматриваются как преимущество, которое обогатит доминирующую культуру; разнообразие приветствуется. Процесс признания, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, лежит в основе этой перспективы. Критика такого определения мультикультурализма основывается на аргументе о чрезвычайной терпимости, которая, в свою очередь, скрывает существующие проблемы, связанные с иммиграцией, и задерживает процесс интеграции.

Понятие «мультикультурный» может размывать неоднородность культурно разнообразных обществ. Нет особого смысла говорить о «людях с многокультурным происхождением» как об одной группе, как это делается для обозначения «этнических меньшинств». Различия внутри самой группы могут быть больше, нежели между большинством и меньшинством. Такое «навешивание ярлыков» также может свидетельствовать о том, что существует оппозиция между принадлежностью к меньшинству и принадлежностью к большинству. Такие понятия по-разному и в разной степени имеют отношение к процессам «производства инаковости» и к разделению между «нами» и «ими», исключению и / или включению. Наличие «этнического меньшинства» / «мультикультурного» происхождения не противопоставляется принадлежности норвежскому / русскому и т. д., но пониманию того, что присущая здесь оппозиция представляет собой «глубоко запрограммированную» идею. Поэтому важно, чтобы журналисты с большой осторожностью используют такиме понятия, как «иммигрант» (как давно Вы уже в иммиграции?), «многокультурное происхождение» и так называемые дефисные концепции (например, норвежско-пакистанский).

Понимание интеграции как двухстороннего процесса полезно для понимания существенной роли журналистов в освещении различных тем в многокультурных обществах. Интеграция подразумевает не только то, что лица, являющиеся меньшинством, должны приспособиться к обществу большинства, но также и то, что все жители развивают культурную чуткость в понимании других культур и происхождения. Журналисты могут являться важными действующими лицами в общественных процессах включения и исключения.

 

МИССИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Одна из миссий журналистики - критически исследовать власть придержащих и давать голос, власти не имеющим. Это же записано в Норвежском журналистском кодексе этики. Можно ли сказать, что журналистике присуща также «мультикультурная миссия»? Роль журналистов в освещении мультикультурного общества привела к возможному парадоксу тем, что они, путем выбора историй, углов зрения и подбора источников, могут внести вклад в интеграцию и / или сформулировать проблемы, касающиеся вопросов иммиграции и интеграции. Журналистика также является ареной для критического расследования и освещения проблем, связанных с иммиграцией.

Есть достаточно подтверждений тому, что изображение и представление этнических меньшинств в прессе в целом должно охарактеризовать как искаженное и неадекватное. Журналисты играют значительную роль в построении национальной идентичности: что нужно, чтобы быть настоящим русским, норвежцем и т. д. Журналисты конструируют реальность.

Важное место в этом занимает и роль государственной официальной политики и прессы (отделы новостей и профсоюз). Все больше и больше отделов новостей и институтов журналистики, осознают важность представительства (среди работающих, в школах журналистики, в рассказах).

Теперь студенты готовы к работе в группах по теме «Когда может быть целесообразно для журналиста указывать этническое или национальное происхождение?»

Учебное пособие «Межкультурное понимание, права человека и журналистская этика», предназначенное для студентов и преподавателей журналистики.

Адрес для обратной связи: post@journalism-edu.org

Найти занятие

© 2017 Menneskerettighetsakademiet. All Rights Reserved.

Please publish modules in offcanvas position.